A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Поиск и версия для слабовидящих
Адыгейская республиканская гимназия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

Мир равных возможностей

Как происходит социализация детей-инвалидов посредством культуры? Корреспондент «СА» узнал об этом на одном из мероприятий в Национальном музее.

Часто мир детей с ограниченными возможностями здоровья — это четыре стены, в лучшем случае — интернет-пространство. Реализовать себя в жизни общества, пообщаться с другими ребятами, обзавестись «реальными» друзьями, сходить в гости — для многих непозволительная роскошь.

В последние годы государство активно развивает направление дистанционного обучения для нуждающихся в этом детей. При Адыгейской республиканской гимназии шесть лет назад начал функционировать Центр дистанционного образования детей-инвалидов (ЦДО). По словам руководителя центра Романа Чумакова, на сегодняшний день дистанционно в домашних условиях общее образование получают 42 ребенка с ограниченными возможностями здоровья из разных районов региона. В центре трудятся более 40 педагогов, для них специально оборудованы рабочие места.

Безусловно, дистанционное обучение расширило горизонты для таких ребят, но живого общения со сверстниками не заменило. Чтобы реализовать свою личность, человеку жизненно необходимо адаптироваться в социуме с самых ранних лет. В гимназии об этом помнят, а потому педагоги стараются стереть все границы для ребят с инвалидностью, научить их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

— Для воспитанников ЦДО ежемесячно проводятся культурно-развлекательные, воспитательные и спортивно-оздоровительные мероприятия. Педагоги занимаются их организацией по собственной инициативе, привлекают к участию других учеников гимназии, — рассказывает Роман Чумаков.

Встречаться в стенах Национального музея стало одной из традиций. Своих учеников — более 20 человек — собрали учителя ЦДО по адыгейскому языку Марина Темзокова и Зурет Сташ. Встреча пришлась на День адыгейского языка и письменности. Познавательная экскурсия началась в зале культуры и быта адыгов конца XVIII — начала XIX века. Рассевшись по кругу, дети вместе со своими родителями с неподдельным интересом слушали экскурсовода музея. Она, переходя от стенда к стенду постоянной экспозиции, рассказала об основных занятиях адыгов в те времена, о территории их расселения, нравах и обычаях.

Специально для этой встречи ученики начальной школы и 6«А» класса гимназии подготовили представление семейного обряда «Кушъэхапх», что означает «укладывание ребенка в колыбель».

Театрализованное представление началось поздравлениями наны (бабушки): у ее сына родилась дочь, поэтому над домом вывесили пестрый флаг.

— Если бы родился мальчик, то флаг над домом был бы красного цвета, — поясняет маленькая героиня в роли наны. — Как только родилась у меня внучка, я ей сшила рубашонку из полотна, бывшего в употреблении, она называется «цыгъо джан» — «мышиное платье».

Для того чтобы не сглазили маленького человека, его сравнивали с мышкой. Эту рубашку не подшивали, боясь, что жизнь у ребенка станет короткой. Колыбельку для малыша изготавливали из боярышника — этот материал считался счастливым, прочным и легким. При рождении девочки люльку и все принадлежности к ней готовила бабушка по отцу. Первый раз укладывать младенца в колыбель поручали доброй опытной женщине. Но прежде в кроватку клали кота, чтобы животное оставило там свой сладкий сон. Кроме того, обязательным содержимым люльки было белое яйцо, оно предвещало младенцу светлую и долгую жизнь.

В праздник «Кушъэхапх» в доме звучали песни, стихотворения, танцы, все «родственники и соседи» — наряженные в национальные костюмы ученики гимназии — пришли, чтобы поздравить семью с рождением младенца.

А после все вместе — дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющие таких ограничений, вспомнили адыгейские пословицы, народные приметы, отгадали загадки.

И какой же праздник без угощений? Всех гостей усадили за адыгейский стол...

Мальчик Ян Корнилов-Денисов учится в 7-м классе, ему четырнадцать лет. Из-за детского церебрального паралича и левостороннего спастического гемипареза Ян не может посещать уроки. Он занимается дистанционно. Пока сын за обе щеки уплетал халюжи и болтал с соседним мальчуганом, его мама рассказала «СА», что Ян активный подросток, любит общаться и с удовольствием посещает все мероприятия. Такие события для него по-особенному радостные.

— Чем чаще встречаются ребята, тем больше у них возможностей начать общаться, это развивает и сплачивает их. Мы не пропускаем ни одного мероприятия. В интернете такого контакта не установишь. Когда общение проходит «глаза в глаза», то и отношения у детей складываются совсем другие, — поделилась его мама Юлия.

Шестиклассница Маша Коряк приехала со своей мамой из Энема. Девочка рассказала, что ее приводят в восторг своей энергией кавказские танцы. Пока мы общались с Машей, подошел Виктор Усачев — парень оканчивает одиннадцатый класс, тоже дистанционно. Он приехал в Адыгею из Ленинградской области совсем недавно, всего несколько месяцев назад. Ему не терпелось поделиться с корреспондентом «СА» впечатлениями от увиденного. Виктору интересна культура адыгов, его, как и Машу, больше всего поражают колоритные национальные танцы.

Угощениями встреча не закончилась: экскурсовод продолжила свой увлекательный рассказ в других залах музея. Ребята познакомились с полезными ископаемыми, животным миром Адыгеи, коллекцией бабочек. Все вместе удивлялись и обсуждали увиденное. А Витя с Машей идут за руку, ведь вместе поспевать за быстрыми шагами экскурсовода значительно легче.

Автор: Надежда Шрам

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Полезные ресурсы

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен