A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Поиск и версия для слабовидящих
Адыгейская республиканская гимназия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

Дистанционное обучение для особых детей

В рамках реализации нацпроекта «Образование» в Республике Адыгея с сентября 2010 года организовано дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний для работы с компьютерами. Тогда на дистанционное обучение перешли всего 23 ребенка-инвалида, с ними занимался 21 педагог. А с начала текущего года центром дистанционного образования совместно с ОАО «Ростелеком» (бывшее ЮТК) оборудованы еще 60 мест для детей и 31 рабочее место для учителей.

Специалисты ЮТК наладили детям доступ к безлимитному Интернету и обеспечивают возможность пользования федеральными образовательными ресурсами, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети. Дети-инвалиды, проживающие даже в труднодоступных районах Адыгеи, без проблем работают в Сети.

В ауле Понежукай Теучежского района живет мальчик по имени Расул Наниз. Ему 10 лет, но он пока учится в первом классе. Все дело в болезни — у Расула детский церебральный паралич. Мальчик может ходить сам и даже ездит на велосипеде, но часто падает.

С раннего детства Расул по нескольку месяцев подряд находился на лечении в краснодарской больнице. Родителям важнее было подлечить ножки своего сына, поэтому вопрос об обучении не стоял на первом плане. По показаниям врачей он и не мог учиться в обычной школе, ребенку была рекомендована коррекционная программа. Мама Расула Зарема Джафаровна, по образованию педагог начальных классов, сама не раз пыталась заниматься обучением сына, но, как это водится, дети с трудом воспринимают родителей как учителей.

Когда Расулу было еще 3 года, Зарема Наниз видела по телевидению, что дети, которые не могут заниматься в школе, успешно обучаются по системе дистанционного образования, и мечтала о том, чтобы и у ее ребенка была такая же возможность. Сегодня ее мечта сбылась. Их сыну первому в районе установили дистанционное оборудование. С сентября прошлого года Расул — полноценный ученик первого класса. Учителя находятся в Майкопе, в центре дистанционного образования, и в режиме реального времени ведут уроки у Расула и многих других ребят.

- Сын разобрался в оборудовании быстрее меня, — делится Зарема Джафаровна. — Я человек с высшим образованием, педагог, но последние десять лет посвятила сыну и многое упустила в развитии компьютерных технологий, сейчас пробую во всем этом разобраться. А Расул сразу освоился и с техникой, и с программами. Иногда на литературе я сижу с ним, помогаю, потому что читает он пока с трудом, а на русском языке и математике он справляется без меня. А еще у моего сына появилась возможность познавать мир.

Конечно, Расул не замкнут в интернет-пространстве, он общается с ребятами-сверстниками из своего аула, но, безусловно, возможностей у него в плане поездок и общения меньше, чем у его сверстников. Дистанционное обучение раскрыло для него новые горизонты. В Интернете Расул узнает много интересного, особенно его привлекают глубины океана, высокие горы, далекие города.

То, чего не могла добиться мама, достигли педагоги — Расул учится с удовольствием и интересом, серьезно относится к обучению и ответственно выполняет домашние задания. Если Расул устает, учитель предлагает ему сделать небольшой перерыв, отдохнуть 10—15 минут — и снова за урок. Расул переживает, если что-то не получается, или, наоборот, просит дополнительное задание — ему хочется учиться.

С 4 апреля перешли на дистанционное обучение новые учащиеся. Трое ребят пойдут в первый класс только в сентябре, но уже сейчас они занимаются с педагогами начального образования по программам предшкольной подготовки, привыкают к учебному процессу и учителям, ведь по состоянию здоровья они не посещали детский сад и им было бы сложно включиться в образовательный процесс.

Наравне с опытными педагогами в апреле к работе приступили начинающие учителя — это студенты четвертых и пятых курсов Адыгейского госуниверситета. В основном это отличники, лучшие учащиеся своих курсов, которые решили связать свое будущее с преподаванием в школе. У них есть и энергия, и креативный подход к обучению, а еще им легче овладеть методами работы с дистанционным оборудованием, что немаловажно, ведь помимо педагогической деятельности они должны уметь наладить работу компьютера у своих учеников на расстоянии.

Студентка 4 курса факультета естествознания АГУ Альбина Хацукова преподает у ребят химию:

- Детки все разные. К каждому нужно найти особый подход, установить психологический контакт. Это очень важно. У многих очень низкая база знаний, их постоянно нужно хвалить, подбадривать. Их это настолько радует, что они просто светятся от счастья. Конечно, приходится сложно, ведь это необычные школьники. Но и отдача от них большая. Они очень искренни и радуются малейшему успеху. После получения диплома я бы хотела и дальше работать с этими детьми.

Учителя знакомы со своими учениками и лично, они специально ездили к своим подопечным, ведь это очень важно — найти подход к этим детям. Педагоги отмечают, что дети очень восприимчивы, отзывчивы. Многие из них находятся в тяжелом состоянии, но при этом умудряются сохранять доброжелательность к людям. Родители первоклашек присутствуют на занятиях и иногда даже просят увеличить нагрузку своему чаду, дать задания посложнее, и педагоги идут навстречу.

- Сейчас первоочередная задача учителей — постараться за эту короткую четверть максимально подготовить новых учеников к дистанционному обучению в следующем учебном году, в первую очередь технически, — говорит руководитель центра дистанционного образования Роман Чумаков. — Каждый педагог помимо своего предмета учит ребенка пользоваться оборудованием — принтером, сканером, работать в системе. Мы стараемся довести ребят одного возраста примерно до одинакового уровня, ведь все они учились в разных школах, учебная нагрузка разная, да и дети разные — кому-то сложнее учиться, кто-то много пропустил занятий.

Преимущества дистанционного образования существенны — у кого-то условия не позволяли принимать учителя у себя дома, кому-то не хватало тех знаний, которые давали приходящие педагоги. Сейчас же при помощи Интернета любознательный ученик может получить любую дополнительную информацию, а гибкий график обучения позволяет ученику помимо основных занятий общаться с педагогом и задавать ему вопросы по предмету.

Среди ребят, которые приступили к занятиям совсем недавно, — ученик 8 класса Руслан Раилко. У него тяжелое заболевание. Скажем только, что ежегодно по 2-3 месяца он проводит в Центральном институте травматологии в Москве. Первые годы начальной школы мальчик еще посещал общеобразовательное учреждение, но после того, как его толкнули и он упал с лестницы, родители решили перевести сына на домашнее обучение.

- В тот раз все обошлось, — рассказывает мама Руслана Татьяна Владимировна, — но я решила больше не рисковать. Дети бывают жестокими и агрессивными, кто-то относится к сыну с насмешкой. Он вполне уже может за себя постоять, но любое падение для него может быть чревато серьезными травмами. У нас в округе ребята знают Руслана, его ситуацию, дружат с ним, но в школе возможно все. Педагоги, приходившие из школы, давали неплохие знания, но из-за заболевания сына ему все же лучше обучаться дистанционно.

Когда Руслан болел, учителя к нему не приходили. Срывались уроки и тогда, когда кто-то из учителей был хотя бы немного простужен. На многие лекарства у мальчика аллергия, и достаточно малейшей инфекции, чтобы он серьезно заболел. Мальчик нуждается в повышенном уходе. Кроме того, у Руслана частые головные боли, он сильно устает. По этим причинам парень многое пропустил по школьной программе, зато сейчас с дистанционным обучением этих проблем нет. Школьная программа построена с учетом возможностей здоровья ребят, предметы распределены равномерно, чтобы не утруждать учеников. По признанию Руслана, ему самому удобнее и интереснее заниматься дистанционно, можно лишний раз переспросить у учителя непонятные моменты, отдохнуть и снова приступить к занятиям.

Родители Руслана довольны новой системой обучения и жалеют, что такой возможности не появилось раньше, но педагоги уверяют, что Руслан еще усвоит программу и догонит сверстников.

Среди учащихся в системе дистанционного образования девять девятиклассников. В мае им предстоит сдавать экзамены в Адыгейской республиканской гимназии на получение аттестатов об образовании. Законодательная база для сдачи экзаменов дистанционно пока не разработана, и ребята будут сдавать экзамены, как и в обычной школе, но в щадящем режиме, только по двум предметам — русскому языку и математике. Прием будут осуществлять специальные комиссии в Адыгейской республиканской гимназии и выездные комиссии в районах на местах.

Несколько ребят планируют после 9 класса получать среднее профессиональное образование. По словам Романа Чумакова, между Центром дистанционного образования и Майкопским государственным гуманитарно-техническим колледжем АГУ уже есть предварительная договоренность об обучении ребят в колледже. Ребята продолжат обучение в дистанционном режиме. Для этого в МГГТК АГУ есть необходимая база. Эти ребята выбрали для себя профессию программистов, которая поможет им в дальнейшем работать на компьютере даже в домашних условиях. А это и есть то самое будущее и возможности, которых зачастую были лишены дети с ограниченными возможностями.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Полезные ресурсы

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен