Дистанционное обучение для особых детей
В рамках реализации нацпроекта «Образование» в Республике Адыгея с сентября 2010 года организовано дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний для работы с компьютерами. Тогда на дистанционное обучение перешли всего 23 ребенка-инвалида, с ними занимался 21 педагог. А с начала текущего года центром дистанционного образования совместно с ОАО «Ростелеком» (бывшее ЮТК) оборудованы еще 60 мест для детей и 31 рабочее место для учителей.
Специалисты ЮТК наладили детям доступ к безлимитному Интернету и обеспечивают возможность пользования федеральными образовательными ресурсами, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети. Дети-инвалиды, проживающие даже в труднодоступных районах Адыгеи, без проблем работают в Сети.
В ауле Понежукай Теучежского района живет мальчик по имени Расул Наниз. Ему 10 лет, но он пока учится в первом классе. Все дело в болезни — у Расула детский церебральный паралич. Мальчик может ходить сам и даже ездит на велосипеде, но часто падает.
С раннего детства Расул по нескольку месяцев подряд находился на лечении в краснодарской больнице. Родителям важнее было подлечить ножки своего сына, поэтому вопрос об обучении не стоял на первом плане. По показаниям врачей он и не мог учиться в обычной школе, ребенку была рекомендована коррекционная программа. Мама Расула Зарема Джафаровна, по образованию педагог начальных классов, сама не раз пыталась заниматься обучением сына, но, как это водится, дети с трудом воспринимают родителей как учителей.
Когда Расулу было еще 3 года, Зарема Наниз видела по телевидению, что дети, которые не могут заниматься в школе, успешно обучаются по системе дистанционного образования, и мечтала о том, чтобы и у ее ребенка была такая же возможность. Сегодня ее мечта сбылась. Их сыну первому в районе установили дистанционное оборудование. С сентября прошлого года Расул — полноценный ученик первого класса. Учителя находятся в Майкопе, в центре дистанционного образования, и в режиме реального времени ведут уроки у Расула и многих других ребят.
- Сын разобрался в оборудовании быстрее меня, — делится Зарема Джафаровна. — Я человек с высшим образованием, педагог, но последние десять лет посвятила сыну и многое упустила в развитии компьютерных технологий, сейчас пробую во всем этом разобраться. А Расул сразу освоился и с техникой, и с программами. Иногда на литературе я сижу с ним, помогаю, потому что читает он пока с трудом, а на русском языке и математике он справляется без меня. А еще у моего сына появилась возможность познавать мир.
Конечно, Расул не замкнут в интернет-пространстве, он общается с ребятами-сверстниками из своего аула, но, безусловно, возможностей у него в плане поездок и общения меньше, чем у его сверстников. Дистанционное обучение раскрыло для него новые горизонты. В Интернете Расул узнает много интересного, особенно его привлекают глубины океана, высокие горы, далекие города.
То, чего не могла добиться мама, достигли педагоги — Расул учится с удовольствием и интересом, серьезно относится к обучению и ответственно выполняет домашние задания. Если Расул устает, учитель предлагает ему сделать небольшой перерыв, отдохнуть 10—15 минут — и снова за урок. Расул переживает, если что-то не получается, или, наоборот, просит дополнительное задание — ему хочется учиться.
С 4 апреля перешли на дистанционное обучение новые учащиеся. Трое ребят пойдут в первый класс только в сентябре, но уже сейчас они занимаются с педагогами начального образования по программам предшкольной подготовки, привыкают к учебному процессу и учителям, ведь по состоянию здоровья они не посещали детский сад и им было бы сложно включиться в образовательный процесс.
Наравне с опытными педагогами в апреле к работе приступили начинающие учителя — это студенты четвертых и пятых курсов Адыгейского госуниверситета. В основном это отличники, лучшие учащиеся своих курсов, которые решили связать свое будущее с преподаванием в школе. У них есть и энергия, и креативный подход к обучению, а еще им легче овладеть методами работы с дистанционным оборудованием, что немаловажно, ведь помимо педагогической деятельности они должны уметь наладить работу компьютера у своих учеников на расстоянии.
Студентка 4 курса факультета естествознания АГУ Альбина Хацукова преподает у ребят химию:
- Детки все разные. К каждому нужно найти особый подход, установить психологический контакт. Это очень важно. У многих очень низкая база знаний, их постоянно нужно хвалить, подбадривать. Их это настолько радует, что они просто светятся от счастья. Конечно, приходится сложно, ведь это необычные школьники. Но и отдача от них большая. Они очень искренни и радуются малейшему успеху. После получения диплома я бы хотела и дальше работать с этими детьми.
Учителя знакомы со своими учениками и лично, они специально ездили к своим подопечным, ведь это очень важно — найти подход к этим детям. Педагоги отмечают, что дети очень восприимчивы, отзывчивы. Многие из них находятся в тяжелом состоянии, но при этом умудряются сохранять доброжелательность к людям. Родители первоклашек присутствуют на занятиях и иногда даже просят увеличить нагрузку своему чаду, дать задания посложнее, и педагоги идут навстречу.
- Сейчас первоочередная задача учителей — постараться за эту короткую четверть максимально подготовить новых учеников к дистанционному обучению в следующем учебном году, в первую очередь технически, — говорит руководитель центра дистанционного образования Роман Чумаков. — Каждый педагог помимо своего предмета учит ребенка пользоваться оборудованием — принтером, сканером, работать в системе. Мы стараемся довести ребят одного возраста примерно до одинакового уровня, ведь все они учились в разных школах, учебная нагрузка разная, да и дети разные — кому-то сложнее учиться, кто-то много пропустил занятий.
Преимущества дистанционного образования существенны — у кого-то условия не позволяли принимать учителя у себя дома, кому-то не хватало тех знаний, которые давали приходящие педагоги. Сейчас же при помощи Интернета любознательный ученик может получить любую дополнительную информацию, а гибкий график обучения позволяет ученику помимо основных занятий общаться с педагогом и задавать ему вопросы по предмету.
Среди ребят, которые приступили к занятиям совсем недавно, — ученик 8 класса Руслан Раилко. У него тяжелое заболевание. Скажем только, что ежегодно по 2-3 месяца он проводит в Центральном институте травматологии в Москве. Первые годы начальной школы мальчик еще посещал общеобразовательное учреждение, но после того, как его толкнули и он упал с лестницы, родители решили перевести сына на домашнее обучение.
- В тот раз все обошлось, — рассказывает мама Руслана Татьяна Владимировна, — но я решила больше не рисковать. Дети бывают жестокими и агрессивными, кто-то относится к сыну с насмешкой. Он вполне уже может за себя постоять, но любое падение для него может быть чревато серьезными травмами. У нас в округе ребята знают Руслана, его ситуацию, дружат с ним, но в школе возможно все. Педагоги, приходившие из школы, давали неплохие знания, но из-за заболевания сына ему все же лучше обучаться дистанционно.
Когда Руслан болел, учителя к нему не приходили. Срывались уроки и тогда, когда кто-то из учителей был хотя бы немного простужен. На многие лекарства у мальчика аллергия, и достаточно малейшей инфекции, чтобы он серьезно заболел. Мальчик нуждается в повышенном уходе. Кроме того, у Руслана частые головные боли, он сильно устает. По этим причинам парень многое пропустил по школьной программе, зато сейчас с дистанционным обучением этих проблем нет. Школьная программа построена с учетом возможностей здоровья ребят, предметы распределены равномерно, чтобы не утруждать учеников. По признанию Руслана, ему самому удобнее и интереснее заниматься дистанционно, можно лишний раз переспросить у учителя непонятные моменты, отдохнуть и снова приступить к занятиям.
Родители Руслана довольны новой системой обучения и жалеют, что такой возможности не появилось раньше, но педагоги уверяют, что Руслан еще усвоит программу и догонит сверстников.
Среди учащихся в системе дистанционного образования девять девятиклассников. В мае им предстоит сдавать экзамены в Адыгейской республиканской гимназии на получение аттестатов об образовании. Законодательная база для сдачи экзаменов дистанционно пока не разработана, и ребята будут сдавать экзамены, как и в обычной школе, но в щадящем режиме, только по двум предметам — русскому языку и математике. Прием будут осуществлять специальные комиссии в Адыгейской республиканской гимназии и выездные комиссии в районах на местах.
Несколько ребят планируют после 9 класса получать среднее профессиональное образование. По словам Романа Чумакова, между Центром дистанционного образования и Майкопским государственным гуманитарно-техническим колледжем АГУ уже есть предварительная договоренность об обучении ребят в колледже. Ребята продолжат обучение в дистанционном режиме. Для этого в МГГТК АГУ есть необходимая база. Эти ребята выбрали для себя профессию программистов, которая поможет им в дальнейшем работать на компьютере даже в домашних условиях. А это и есть то самое будущее и возможности, которых зачастую были лишены дети с ограниченными возможностями.